«Сделано у нас» или показатели сертификации российских товаров
Не секрет, что конец 2014 года выдался нелегким для российской экономики в целом и потребительского рынка в частности. Финансовый кризис, вызванный падением рубля и введением санкций, существенно уменьшил доход населения и, как следствие, снизил позиции целого ряда экономических показателей. Многие иностранные компании прекратили импорт товаров на территорию России, некоторые соседние страны выводят капиталы, начат поиск новых рынков сбыта. Проблемы коснулись бюрократического аспекта: стало заметно сложнее осуществлять сертификацию нашего товара на иностранных рынках, равно как и сертификация зарубежного продукта в России теперь требует больших усилий.
Однако обратимся к данным Росстата.
Согласно сведениям российской таможни, в январе начала 2015 года внешнеторговый оборот, по сравнению с прошлым годом, снизился почти на 34%, а показатели экспорта — на 30%. Коснулся упадок и импорта: доля товаров, поставляемых к нам из-за рубежа, снизилась на 45%. В том, что касается импорта иностранных товаров, наблюдается спад, способствовавший, тем не менее, повышению спроса на товары российского производителя. И если поначалу санкции и связанное с ним внезапное исчезновение с прилавков некоторых товаров ввели потребителя в ступор и спровоцировали усиление панических настроений, уже сейчас сухая статистика говорит о том, что исчезновение столь явной конкуренции сыграло на руку многим предпринимателям нашей страны. Увеличилась конкурентоспособность российского рынка, на экспорт в зарубежные страны теперь поставляется большое количество товаров несырьевого рынка и сферы услуг.
Рассмотрим в качестве примера отдельно взятые отрасли промышленности и сферы услуг.
Пищевая промышленность. Здесь изменения проявились, пожалуй, ярче всего, так как именно на продовольственных товарах масштабнее прочего отразились последствия продуктового эмбарго. Внешнеторговый оборот России за период с начала кризиса упал примерно на 30-35%. Снизился объем импорта из ближайших европейских стран — так, например, импорт сыра и молочных продуктов из Финляндии уменьшился на 42%, из Нидерландов — на 51%, из Германии — на 63%. Однако рост производства отечественных продуктов постепенно догоняет снижение импорта. За последние полгода значительно увеличилось производство российских молочных и мясных продуктов: скота и птицы — на 7,7%, молока — на 3%, макаронных изделий — на 7%. Даже уже дефицит уже упомянутого сыра ощущается не настолько сильно: производство российских сыров выросло на 30%, кроме того возрос импорт из Аргентины — на 149%. Выросли показатели экспорта российского зерна (на 58%) и муки (на 8%).
Машиностроение. Эта отрасль всегда считалась аналитиками весьма чувствительной к колебаниям курса рубля, однако импортозамещение частично работает и здесь. После того, как импорт автомобилей и мотоциклов из-за рубежа снизился почти вдвое (по итогам периода с января по май — на 51%), выросла доля продуктов АвтоВАЗа на рынке. Сейчас она составляет 18,7%. Среди брендов лидируют автомобили компании Lada, составляющие сейчас почти 50% товаров автомобилей на отечественном рынке. Увеличилась доля экспорта машин и оборудования на 2,2%. Эксперты прогнозируют рост производства автомобилей на 16% до конца года.
IT. В сфере информационных технологий ситуация отнюдь не радужная. Со 2 апреля российская компания Яндекс объявила о сокращении штата в целом на 170 человек, что составляет примерно 3%, урезан бюджет на персонал на 10%, уменьшен набор новых сотрудников. Похожая ситуация наблюдается и в меньших по масштабам российских IT-компаниях. Имеются серьезные опасения, что направление IT-сервисов уйдет в минус, в перспективе статистики планируется снижение сегмента примерно на 10% в ближайшем будущем и падение всего рынка на 18%. Требования к специалистам будут расти, чего нельзя сказать об объеме заказов. Информационные технологии делают ставку на усложнение набора сервисов и услуг, увеличение спроса на сервисный подход в целом.
Текстильная промышленность. Не слишком счастливые перспективы рисуются и в этом направлении. Импорт зарубежных товаров с января по май снизился почти на 50% по сравнению с первым полугодием 2014 года, и здесь об импортозамещении говорить не приходится: производство наших товаров не покрывает недостаток зарубежных. Снизился объем производимых тканей — сырье для них (хлопок, шерсть, синтетические волокна, лен) поставляется из-за рубежа. Упало и потребление российских товаров текстильной промышленности — в основном, по той причине, что большинство покупателей не видят смысла приобретать дополнительные товары в связи с кризисом.
Таким образом, в целом, эмбарго послужило своеобразным толчком для роста спроса на российскую продукцию. Половина населения переживает патриотический подъем, считая, что у страны достаточно ресурсов, чтобы пережить кризис самостоятельно и выйти в независимость от импорта иностранной продукции, однако на деле не все столь же позитивно. Далеко не во всех отраслях количество производимой российской продукции покрывает недостаток экспорта, что не может не сказаться на ценах товаров потребительской корзины. Будет ли 2015 год периодом подъема отечественных предпринимателей или же окончательного спада российских рынков — покажет время.
764